пятница, 31 марта 2017 г.

Взгляд на проблемы истории как на проблемы жизни

"Объективизм и натурализм исторических интерпретации приводит к тому, что история предстает перед тем, кто делает ее предметом своего исследования, "безразличной" как обезличенность числового ряда. История становится исчислимой. Задачей исследователя становится фиксация "точных" фактов, сокрытых в завалах времени. В таком случае, за "фактом", понятым таким образом, маскируется принципиальная однозначность смысла. Сам же исследователь в силу своей "объективистской" установки оказывается "как бы" вне процесса исторического становления: вольно или невольно, он уподобляет себя тому, кто стоит на вершине понимания, а следовательно, и истории. Его "объективная" позиция, предполагающая такое же оперирование с "точными" историческими фактами, как и с "числовым рядом", нередко толкает к искушению заполучить власть над будущим, поскольку будущее для него также "исчислимо", как и прошлое. В итоге, "объективист" парадоксальным образом превращается в мифотворца и футуролога в худшем смысле этого слова.
Более того, натурализация и объективизация истории нередко создают иллюзию того, что можно оторваться от "пуповины" исторически унаследованной культуры. У такого "блудного сына", принявшего объективистскую стратегию, может прогрессировать, например, фобия перед "европоцентризмом" или культурно-национальный нигилизм."
http://anthropology.rinet.ru/old/1/zr-xestanov.htm

Комментариев нет:

Отправить комментарий